Календарь новостей:
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
23242526272829
30310102030405
06070809101112
13141516171819
20212223242526
Главная Обзоры Наши там (интервью)
Магазин
Поиск в магазине:



Обзоры               

Наши там (интервью)

The only Russian game I used to play like nuts, was TETRIS!
Иностранный геймер

Что можно сказать, глядя на эпиграф к моей статье? Больно, товарищи! Больно! За отечественную игровую индустрию обидно становится, когда слышишь такие слова! А еще больнее становится, когда вспоминаешь, чем закончилась эпопея тетриса и что она принесла России и своему незабвенному автору – Алексею Пажитнову. Однако, то дела дней давно минувших, сейчас оно все иначе, сейчас другие времена, другие нравы и другие игры.

Итак, поехали! Всем и каждому на этом свете понятна одна простая истина: нет на свете патриота большего, чем простой российский человек. И вот, в один прекрасный день, видя натужные старания отечественных разработчиков, я, как истинный патриот, озадачился - а что же происходит с отечественными играми там, за морями, океанами и просто границами, а вот выяснить все это было уже не так то просто.

From Russia with games!

Для начала, я решил поинтересоваться, кто же все-таки решил штурмовать зарубежье? Оказалось, что все. Практически все разработчики, подопечные 1С, большинство работающих с РУССОБИТОМ и куча вообще никому неизвестных игроделов. Ситуация сложилась такая, что кажется, будто стая русской саранчи ломанулась на запад, обдирать карманы беспечных импортных юзеров. Чтобы прояснить ситуацию, я, было, попытался обратиться за помощью к игровой братии. Но, то ли по незнанию, то ли по нежеланию участвовать в дебатах, но лишь пожинать их плоды, русские геймеры в большинстве своем ничего не знали. А на вопрос “Что бы Вы хотели знать о русских играх за рубежом” я получил примерно следующий результат: 50% “Всё!” и 50% “Ничего!”. За помощью и разъяснениями мне пришлось обратиться к настоящим профессионалам: тем, кто делает игры и тем, кто пристально следит за игровой индустрией, не отрывая зоркого ока от происходящих событий. Помогли мне в итоге руководитель одной из компаний разработчиков – студии “Бурут”, Владимир Николаев, представляющий грядущий в скором высокотехнологичный шутер KREED и ведущий сайта, посвященного российским играм, “Играй.Ру” - Сергей Каменщиков. С ними я имел удовольствие обсудить некоторые вопросы, несомненно, волнующие настоящих патриотов от игрового мира.

Не секрет, что в последнее время российские компании по производству и продвижению видеоигр усиленно пытаются завоевать хотя бы часть западного рынка, не секрет даже почему. Однако я хотел бы услышать ваше персональное мнение об этих усилиях и о том, что происходит с отечественными проектами, издателями и девелоперами.

Бурут: Эти усилия совершенно оправданы. Создание и тиражирование игр - достаточно ресурсоемкое удовольствие, которое требует постоянных немалых денежных вливаний. Получить нормальные средства для развития и для создания игр высокого уровня только с Российского рынка пока, к сожалению, не представляется возможным. Однако, средства эти нужны, нужны, в первую очередь для того, чтобы предоставлять российскому геймеру игры высокого класса, категории А, которые ничем не будут уступать западным аналогам, а в чем-то даже превосходить их. Притом сделаны они будут в России.

Играй.ру: Выход за пределы национального рынка абсолютно логичный шаг для разработчиков компьютерных игр, независимо от страны их дислокации (исключение - отечественные квесты, понятные только нам). Достаточно взглянуть на аналогичные усилия немецких, польских, французских девелоперов и издателей. Поэтому относиться к выходу на международную арену отечественных проектов иначе как положительно было бы просто глупо. Другое дело, что по законам все того же рынка выживают сильнейшие, а у нас в России пока что еще не так уж много действительно серьезных проектов, которые ничем не уступают зарубежным образцам.

А каковой была ваша первая реакция на то, что “наши” пошли штурм на весь старый и новый свет?

Играй.ру: Поначалу в удачу и успех верилось с трудом. Первые отечественные игры существенно отставали от своих западных прототипов в первую очередь с точки зрения движка. Однако после появления “Паркана” и “Аллодов” у меня лично пропали всякие сомнения. Думаю, что теперь, когда повсеместно гремят такие имена, как “Дальнобойщики 2”, “Шторм” и “Проклятые Земли”, даже самые законченные пессимисты воспряли духом.

Как Вы отреагировали на то, что теперь настала и ваша очередь идти заграницу?

Бурут: Несомненно, это было большим достижением. На западном рынке достаточно высока планка предъявляемых требований к играм, поэтому выход на западный рынок для каждой девелоперской команды - очень хороший показатель, достойный результат. А значит, и для нас.

Не секрет, что среди молодежи периодически витает чувство излишнего патриотизма, заставляющее громко ругать тех, кто начинает смотреть в противоположенную от них сторону. Как вы считаете, насколько патриотично поступают отечественные программисты и издатели, ориентируясь на выпуск своей продукции вне нашей родины? Насколько ими руководит “чувство наживы”?

Бурут: Чувств наживы у нас не возникает. Откуда? Мы просто стараемся делать свою работу как можно лучше и качественнее. Продавать - заботы наших издателей. А чувство патриотизма присуще каждому нормальному человеку, который рожден и живет в своей стране.

Играй.ру: Категорически не понимаю - при чем тут патриотизм? Ребята делают хорошие, действительно качественные игры, которые пользуются большой популярностью у нас в стране. Но этот рынок относительно мал, поэтому реальный доход можно получить только за рубежом (одна разница в ценах уже дорого стоит). Ну, а реальный доход, сами понимаете, стимулирует к дальнейшему развитию. Что касается “наживы” – то любовь проходит и уходит, а кушать хочется всегда.

А что же чувствуют обделенные вниманием, практически осиротевшие российские любители проводить досуг за компьютером?

Бурут: Я бы не стал делать таких категоричных заявлений. Родной девелопер всегда будет больше внимания уделять отечественным геймерам. В том числе и мы, если Вы вспомните о продолжении всем известного Златогорья.

Играй.ру: Учитывая, что на одной чаше весов финансовое положение, а на другой игровой интерес, можно предположить, что российские геймеры должны недолюбливать девелоперов, сильно увлеченных западом. Однако давайте вспомним такую известную команду как “Нивал”. Вот вам живой пример того, как разработчику удалось найти золотую середину, выпуская одновременно и красивые, и умеренно сложные, и хорошо продающиеся на западе игры, которые не менее интересны и нам с вами. Остальным же пока все больше приходится задумываться над обратным - чтобы игра была интересна не только в России, но и за ее пределами. Впрочем, подозреваю, что не бывает правил без исключений и “чисто локальные” проекты будут по-прежнему изредка появляться.

Вы имеете место созерцать перемены в отечественной игровой индустрии и, даже, принимать в них участие. Как по-вашему она меняется и на сколько сильное влияние оказывает заграница на этот процесс?

Бурут: Разумеется, несколько смещаются ориентиры и цели. Отличие в мировоззрениях отечественных и западных геймеров пока достаточно устойчиво и приходится делать "поправку на ветер". Но в первую очередь при создании, например, Крида мы ориентируемся только на то, чтобы создать как можно более качественный и технологически продвинутый 3D-шутер.

Играй.ру: За последний год прогресс, по-моему, на лицо. Окончательно утвердились на рынке несколько крепких команд, практически не конкурирующих между собой в силу их малого количества. Кто-то делает “левую резьбу”, кто-то работает над более типичными проектами, кто-то занимается локализациями, кто-то корпит над масштабными проектами. У всех есть свое дело. Так что динамика развития определенно положительная. Влияние заграницы сказывается, прежде всего, на тех, кто занят локализациями (больше контрактов - больше денег на собственные проекты). А с другой стороны, возьмем, скажем, “Руссобит”, который, вроде бы, работает на наш рынок, но в большинстве случаев относится к своим обязанностям спустя рукава - отсюда и его сомнительная репутация.

Из-за границы с деньгами

Вот так вот, друзья мои. Из всего выше сказанного, делать выводы именно Вам, как, впрочем, и из того, что Вы прочитаете дальше. Как видите, Россия провожает виртуальных своих детей на запад без слез и даже с выгодой. Как же встречают нас наши иностранные коллеги? В первую очередь я опросил именно тамошних игроков, которые на поверку оказались куда более красноязычными нежели наши. Вокруг российских игр с легкой подачи вашего покорного слуги сразу же разгорелся жаркий спор, из которого я и почерпнул сегодняшний эпиграф. Большинство обыденных игроков, честно говоря, и не подозревали, что в России, помимо морошки и белых медведей бывают еще и компьютеры, но это не помешало им разделиться на две части и обсуждать могут ли русские игры представлять хоть что-то на их собственном рынке или нет. Однако были и более продвинутые геймеры, некоторые из которых играли, тщательно отслеживали анонсы и даже принимали участие в бетта-тестировании наших игр. Их мнение склонялось все больше к уважению российских проектов, а иногда даже к восхищению. Особенно это касалось, все больше, восхваляемого здесь (причем, заметьте, без всякого моего участия) Нивала с его Повелителями Эфира - в России Демиурги. Самые же проницательные иностранцы заявили одну простую для не обезображенного мыслями западного ума вещь: “Нам все равно в чьи игры мы играем, нам важно, что эти игры представляют из себя”!

Что же касается внимания, которое уделяет зарубежная пресса отечественным проектам, то здесь, хоть ситуация и не многим отличается от непостижимых мыслительных процессов тамошних геймеров, но выглядит более симпатично. Издания, посвященные в основном детям, достаточно мало рассказывают о таком новшестве как игры из России, и все больше занимаются беспричинными игроописаниями. Более же деловитые новостные издания и новостные игровые порталы без перебоя снабжают интересующихся о любых новостях, связанных с играми вообще и с выходцами из России в частности. Именно по таким изданиям и можно проследить тяжелое и еще далеко не законченное восхождение отечественного игрового левши на буржуинский олимп славы. Взять хотя бы Вангеров, их заслуженно поливают грязью в одной единственной найденной мной статье. Эшелон (наш Шторм) и, например, Тяжелые Грузовики (Дальнобойщики) заслужили уже куда больше слов, даже иногда теплых, а вот о грядущих Ил2 и Повелителях Эфира не найти анонсов невозможно - их ждут, но еще неизвестно, как встретят.

Однако вернемся к нашим героям, к которым добавится, по мере возможности глава немецкой компании, занимающейся поиском и распространением игр оттуда, где у них находится восток. И так - Frank Heukemes, президент Fishtank Interactive и продюсер Повелителей Эфира там, где у нас находится запад.

Как Вы считаете, в чем разница между нашим, хорошим, добрым сердцу близким игроком и их зажравшимися просиживающими за компьютерами всю свою жизнь юзерами?

Играй.ру: Как это ни печально, в системных требованиях. Как результат - многие предпочитают менее навороченные по графике игры. Да и играют наши как-то веселее, с огоньком. Пристрастия же, на мой взгляд, у всех примерно одинаковые.

Что, по-вашему, ждет от российских девелоперов запад? Что он получит?

Играй.ру: По-моему, ничего особенного. Еще одна страна, в которой делают игры и, что самое главное, где эти игры покупают, пусть даже по такой смешной цене. Но ведь официальных локализаций меньше не становится (скорее, наоборот), значит, даже такое финансовое сотрудничество устраивает западных издателей. Помимо этого в ближайшее время запад получит несколько хитовых игр сделанных “нашими Людьми”. Возможно, это поможет обратить внимание на нашу страну новых зарубежных издателей, и мы увидим на прилавках больше хороших игр.

Бурут: Запад, равно как и Россия, ждет хорошей игры. И мы постараемся приложить максимум усилий, чтобы он её получил.

Fishtank: Я начну с того, что некоторое время назад игры пришедшие из России на самом деле воспринимались в Америке и Европе как нечто третьего сорта. Но все мы исключительно рады видеть, что за последние годы эта ситуация кардинально изменилась. На мой взгляд, изменения произошли в первую очередь в графике и в техническом оформлении игр. В настоящее время мы ждем от российских производителей игр только одного - улучшения движков и более качественного дизайна. На наш взгляд все остальное у Вас уже есть, но об этом чуть позже.

А каковы цены на наши игры за рубежом? Как они будут меняться и выйдут ли когда-нибудь вровень с коренными жителями умов тамошних геймеров?

Бурут: И цены, и качество отечественных игр растет постоянно. Мы надеемся на то, что ситуация с нелегальным тиражированием их игр у нас никогда не выльется на сознательное занижение стоимости качественных российских проектов у них.

Играй.ру: На данные момент цены на наши игры за рубежом слегка занижены, однако другого и не следовало ожидать - ведь у нас игры в экономичной упаковке вообще стоят копейки. Со временем цены, конечно же, сбалансируются.

А теперь сосредоточим наш взгляд именно на распространителя Повелителей Эфира в Европе и Америке.

Если не секрет, то почему Вы обратили внимание именно на российскую игру?

Fishtank: Я работаю не только с Россией. Нашими партнерами являются многие компании из восточной Европы, но, честно говоря, с московской компанией Nival мы работаем уже давно. Предыдущим нашим совместным проектом была игра Evil Island (Проклятые Земли), и мы уже заключили контракт на распространение третьей после Повелителей Эфира игры.

Что Вы думаете о лишнем рте, пришедшем на ваш рынок, не без вашей, кстати, помощи?

Fishtank: Ничего особенного, как я уже говорил, мы работаем не только с Россией и считаем, что любой качественный проект достоин попасть на рынок которого он заслуживает. Вся проблема в том, что еще не все компании из России заслужили это право. Они учатся, и мы более чем уверены, что список разработчиков качественных игр в России будет расширяться год от года.

А есть ли в Русских играх своя изюминка, или ничего особенного? В чем, на ваш взгляд, основные отличия “наших” от “ваших” и от “других прочих”?

Fishtank: Этот вопрос может послужить поводом для отдельной долгой беседы. Но если вкратце, то, на мой взгляд, это их оригинальность. Например, если бы устроить международный парад сумасшедших и оригинальных игр, то я больше чем уверен, что впереди шагал бы неподражаемый Kd-Labs. Эти ребята в состоянии создать настолько оригинальную игру, что привлечь к ней внимание и заставить понять ее западных геймеров будет просто невозможно. Нельзя, конечно же, пройти и мимо необыкновенного русского менталитета, знакомого Западу еще со времен знаменитых русских писателей прошлого столетия. Сейчас вся глубина русской души является нам в эмоционально богатых, полных трагедий, противостояния, романтики, заставляющих думать играх. Пример этому, разумеется, тот самый Нивал, с которым мы сотрудничаем. Есть также и просто хорошие игры, Ил2 от Maddox Games, как я считаю станет лучшим летным симулятором отражающим события Второй Мировой. И станет им на долгие времена.

Все это, конечно же, хорошо. Но завоюет ли Россия хотя бы часть того огромного праздничного пирога, который видится нам в Европейском и Американском рынке видеоигр? Что Вы посоветуете отечественным производителям?

Fishtank: Сомнений быть просто не может! Россия слишком богата талантами, чтобы остаться в стороне. Я, наша компания и такие как мы работаем денно и нощно, чтобы принести российские игры на наш рынок. Раньше, сейчас и всегда в будущем я буду просто счастлив помочь новым сильным командам выходить на европейские рынки! А что касается пожеланий, не повторяйте ошибок многих быстро развивающихся разработчиков. Движок и графика необходимы, но это не все что нужно настоящей игре. Игры больше не покупают за то, что они хорошо выглядят. Сохраняйте глубину, оригинальность и эмоциональность ваших игр, добивайтесь большей дружелюбности к пользователю от ваших интерфейсов, и хорошего стиля. Делайте игры, которые можно было бы понять без толстенных руководств. Вот в чем ключ к вашему мировому успеху, которого мы все от Вас ждем.

Вот такие вот пироги! Я надеюсь, что Вам, мои дорогие читатели, да и многим разработчикам эта статья была интересна, ну а напоследок я подведу вот какие итоги: Россия действительно набирает обороты. За самыми ближайшими нашими рубежами, в бывших сестрах-республиках, наши игры уже завоевали весьма приличную популярность. Там, даже иногда начинают нас баловать своими ответными разработками! Единственное, в чем отличие, это в отсутствие украинофицированных или, скажем, армянофицированных игр. Ну, а по части дальнего зарубежья, то, верьте - не верьте, но мне начинает казаться, что скоро мы будем жить в стране, производящей красивые, умные и безумно популярные в России и на Западе игры.


Автор публикации: Антон Перегрузкин
Дата публикации: 09-11-2001
Комментарии: 4 / Прокомментировать
Статью читали 24028 раз
Последние комментарии посетителей (4 из 4):
  • Anonymous, 1/10, 12-11-2001: Треп.
  • Anonymous, 10/10, 11-11-2001: Вообщето это статья для серьезных людей!
  • Veles, 10/10, 10-11-2001: Какая информация была бы полезна?
  • Anonymous, 1/10, 09-11-2001: Пустая болтовня тусовщиков, полезной информации 0.
  • Обзоры
    Новости