Календарь новостей:
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
01020304050607
08091011121314
15161718192021
22232425262728
29303101020304
Главная Обзоры Wizardry 8
Магазин
Поиск в магазине:



Обзоры               

Wizardry 8

Не секрет, что компьютерные RPG – моя слабость. Именно этот жанр я предпочитаю среди всего многообразия компьютерных игр. Более того, Wizardry 7 и Betrayal at Krondor – две игры, оставившие наибольший след в моей игровой жизни. Мог ли я в начале 90-ых подумать, что через десять лет мне посчастливится написать обзор великой и могучей Wizardry 8, причем полностью переведенной на русский язык? Конечно, нет. Тогда я безуспешно носился по первому, детскому подземелью Wizardry 7 в поисках заветного пароля для входа в поселок, еще не подозревая о том, что стражу можно попытаться уничтожить собственными силами, несмотря на всю сложность этого мероприятия (радовало само наличие альтернативы). Прошли годы…

Да я отшельник, маг и волшебник

Давным-давно Звездные Владыки создали и надежно спрятали три могущественных артефакта, собрав которые воедино можно уподобить себя любимого настоящим богам. Как только об этом событии прознали простые, и не совсем простые, смертные, на поиски артефактов отправились представители множества рас. Больше всего среди соискателей преуспело загадочное существо, появление которого не предусматривало ни одно из древних пророчеств, и потому изначально не принимаемое в расчет соперниками. Это был, так называемый, Чернокнижник (точнее и правильнее - Dark Savant). Позволю себе напомнить, что седьмая часть Wizardry называлась «Crusaders of the Dark Savant», что означает «Крестоносцы Чернокнижника». Уже тогда у нас была возможность победить Чернокнижника, но он оказался сильнее и хитрее. Захватив один из артефактов (первый отыскали еще в шестой части «Bane of the Cosmic Forge», и именно он открыл путь на планету, где развивались события Wizardry 7), Чернокнижник благополучно улизнул на Доминус, планету третьего артефакта и место, откуда необходимо инициировать ритуал Восхождения, если собраны все три предмета.

След в след за беглецом идет погоня. Умпани и Транги – две самые могущественные и противостоящие друг другу расы – снарядили свои экспедиции и уже высадились на Доминусе в надежде отыскать артефакт первыми. Последними на планету попадают главные герои, которыми предстоит управлять игроку. Их подбитый на орбите корабль падает на Доминус, ко всеобщему ликованию сохраняя жизнь своим пассажирам.

Wizardry 8, следуя традициям классической ролевой игры, поддерживает импорт сохраненных игр из Wizardry 7, причем не обязательно с полным прохождением (в игре было несколько различных концовок, кажется 5). Перенеся своих персонажей из седьмой в восьмую часть, вы определенно потеряете всю продвинутую экипировку, а герои деградируют до 5 уровня – надо соблюдать баланс, иначе никак. Зато начало игры будет несколько отличаться от старта новой партии. Возможно, вам даже обломится пообщаться с некоторыми старыми знакомыми (а очаровашка-валькирия Ви и вовсе со временем присоединится к кучке единомышленников). Всем остальным придется начинать игру с нуля, то есть с 1 уровня развития и минимального ранга героев.

В одиночку ты никто

Через два часа утомительной, но такой приятной возни с генератором персонажей пришлось констатировать, что по вполне объективным причинам собрать команду мечты - идеальную боевую партию - не выйдет. На старте можно создать до 6 из 8 возможных персонажей (еще двоих можно будет привлечь по ходу дела, причем контроль над ними будет такой же полный, как над собственными героями), выбрав из 15 классов и 11 рас. Даже учитывая, что каждая раса имеет очевидную предрасположенность к всего лишь 2-3 классам, разнообразие сочетаний потрясающее. Чего стоит одна раса драконов, которые ко всему прочему не дурно плюются кислотой.

Простые классы (Боец, Маг, Клирик, Вор) растут в своем мастерстве на глазах и достаточно шустро набирают максимум возможностей. Более сложные классы (Монах, Епископ) развиваются медленнее, но сочетают особенности различных классов. Экзотические классы (Самурай, Механик, Ниндзя, Валькирия, Алхимик, Бард) добавляют игре колорита. Причем это не красивые пустышки – а вполне работоспособные персонажи. Например, алхимик способен творить заклинания молча, даже когда обычные маги оглушены и не могут помочь партии. А механик тяготеет к конструированию огнестрельного оружия, которое в игре тоже имеет место быть.

Кстати, как вариант, класс персонажа можно поменять на какой-либо смежный. При этом пути назад не будет, зато герой унаследует навыки предыдущей профессии. К такому радикальному способу развития героя обычно прибегают, когда он уже раскачан по полной программе в первом классе.

Каждый герой – это не только сочетание расы и класса, но и три экрана статистики и экран с манекеном, в котором совершаются все операции с инвентарем. Часто вы выдели три экрана статистики, усыпанные параметрами и навыками, которые можно развивать? Это же праздник какой-то! А инвентарь? Эти очаровательные побрякушки и бирюльки, которые лучше идентифицировать, чтобы вовремя понять, что кольцо проклято и его уже не снять с пальца обычными методами, или что вот с этой здоровенной зачарованной катаной может управляться один лишь ниндзя, да еще с каким-нибудь запредельным значением ловкости. Такой меч аккуратно кладется в общий рюкзак и начинается гонка за опытом.

Во тьме не спасется враг

Первые полчаса пребывания на территории заброшенного монастыря в бесконечной войне с крысами и пауками несколько утомляют. Хочется на свободу, хочется рвать и крошить всех встреченных врагов и набрать наконец бойцом силу в 100 очков, чтобы и бить крепко, и удары противника принимать одинаково стойко, а самураем - ловкость и подвижность по максимуму, чтобы его было не видно, а удары наносились молниеносно и точно.

Еще час, и вот она свобода. Такой свободы вы еще не встречали. Wizardry 8, пожалуй, самая либеральная из всех игр. Она позволяет идти куда угодно. Никто не говорит, что это будет легко (хотя в игре предусмотрены три уровня сложности), но пройти можно почти всегда. Фокус в том, что движок нарочно подстраивается под общую силу партии игрока, выдавая ему навстречу противников адекватных по возможностям. Заодно с постоянной генерацией монстров на уже освобожденных территориях любой переход вне относительно спокойных городов становится занятием смертельно опасным, но интересным и прибыльным с точки зрения трофеев и опыта.

Все сражения проистекают, как это нынче принято, в наиболее приемлемом для игрока режиме: в реальном времени или в фазовом режиме. Не могу не отметить того факта, что фазовый бой изменился со времен седьмой части и не в лучшую сторону. Если раньше все отданные в начале хода команды выполнялись буквально и в результате маги часто били своими заклинаниями в пустоту, потому что противника уже вынесли стоящие впереди танки, то теперь происходит автоматическое переключение на следующего противника. На мой вкус, так биться очень скучно. В седьмой части приходилось брать на себя функции пророка, стараясь просчитать ходы на десяток вперед, чтобы понапрасну не разбазаривать народную ману и стамину. Wizardry 8 в этом плане сродни последним Might&Magic – подход более примитивный. Члены команды делают почти все сами. Выбирают врага, наносят удары, в случае необходимости меняют оружие. На совести игрока только магия, перемещение по полю боя и построение внутри отряда (маги в центре, по периметру крепкие бойцы). И как награда – распределение заработанных очков по умениям и уникальным способностям.

И кровь от радости застыла

Графически игра повторила судьбу Might&Magic. Среднего качества трехмерный движок работает шустро и обладает необходимым минимумом всех требующихся эффектов. Враги немного угловаты, но их текстуры ловко подменяются в зависимости от степени повреждения. При произнесении особо разрушительных заклинаний экран красочно трясет, а толпы противников разрывает на кровавые куски. В общем, достаточно симпатичный движок без излишеств, на котором создан огромный интересный мир. Плюс три типа интерфейса и добротная подсказка при правом клике, скрашивающая отсутствие инструкции в экономичной упаковке.

Отдельное спасибо за реализацию системы поведения персонажей и NPC. Добравшись до первого города, я был неприятно поражен пустынностью улиц, столь непривычной после густонаселенных Might&Magic и Daggerfall. Мое уныние продолжалось вплоть до первого боя. Убегая от толпы вражеских солдат, заскочил в банк. Каково же было мое удивление, когда стража ринулась в бой и, о чудо, активно вступилась за меня (!), разумно отступая или, наоборот, нападая на общих обидчиков. Ну наконец-то! Мы так давно ждали адекватного поведения NPC вместо статичного присутствия на экране.

Очень понравилось искусственное оживление персонажей теми фразами, что они регулярно бросают, высказывая свое мнение о происходящем на экране. Удивленно верещит священник, ослепленный вражеским заклинанием. Людоящер-боец радуется новому уровню, упрощающему процесс крушения врагов. Валькирия откровенно хвастается не только своей силой, но и красотой при проведении особенно удачной атаки. И таких уникальных характеров в игре пара десятков. Правда, искренне хотелось бы, чтобы фраз у них был побольше.

Wizardry 8 – умная и правильная ролевая игра, о достоинствах и особенностях которой можно рассказывать неограниченно долго. Заклинания имеют неприятную привычку обратного действия в руках неопытного мага. Сражаться можно сразу двумя руками. Помимо холодного и огнестрельного оружия большой популярностью пользуется рукопашный бой. Двери можно открыть ключом, выбить, взломать, разблокировать заклинанием. Сундуки часто снабжаются ловушками, с которыми справится не так-то просто. Уникальная система общения с NPC – ключевые слова вводятся с клавиатуры. А главное никакого принуждения к следованию сюжету или выполнению длинных побочных квестов. И, конечно же, возможность напасть и уничтожить любого встреченного NPC.

Грусть-тоска

К сожалению, компания разработчик Wizardry разваливается и восьмая часть саги, скорее всего, последняя. Основной автор Wizardry 7 покинул Sirtech еще раньше и не сильно преуспел с Wizards&Warriors. Таким образом, Wizardry прекращает свое существование и по идее на душе у фанатов должно быть очень грустно. На самом деле, на душе спокойно и приятно – Wizardry ушла грамотно, напоследок подарив нам замечательную, большую, интересную игру. Пусть я не объективен, но я в восторге.

P.S. Существо в камуфляже

За те два дня, что прошли со дня появления игры в продаже и до момента, когда мне удалось ее приобрести, многие отечественные ролевые форумы - и особенно официальный форум Буки, которая занималась локализацией Wizardry 8 для нашего рынка, - наполнились десятками отрицательных откликов о качестве перевода. Причем авторы зачастую не стеснялись в выражениях и активно использовали ненормативную лексику. Удивленный и отчасти расстроенный такими неблагозвучными отзывами о качестве локализации такой великой игры, я покупал и устанавливал игру в полном смятении духа и ожидал увидеть нечто непотребное. Посмотрел, поиграл и понял, что категорически не могу согласиться с теми, для кого ругательства в адрес Буки стали правилом хорошего тона. Я не говорю сейчас о других играх в переводе от Буки, просто потому что я их не видел, но Wizardry 8 локализована на твердую четверочку. Не отлично и с мелкими недоработками, но все же…

Во-первых, голос в заставке и озвучка игры в целом. По-моему, нормальный голос - не верх актерского мастерства, конечно, но вполне прилично. Чуть-чуть фальшиво и наигранно, но уверен, что аналогичные английские ролики режут ухо англоязычной же игровой публике не хуже, чем нам с вами, привыкшим к хорошо поставленному английскому закадрового диктора в очередной заставке. И вообще, этот ролик смотреть придется всего раз, ибо потом будет не до него. Что касается разнообразия голосов при озвучке NPC и фраз самих героев, то и здесь особенно явных проколов я не вижу, скорее наоборот – профессионально и со знанием дела, в отличие от дебильных стонов некоторых всем хорошо известных полуподпольных контор. По голосу сразу чувствуется характер говорящего. Конечно, могло бы быть всего раз в 10 больше, если бы в это дело вложили адекватную сумму зеленых денюжков. Но тут уж сами понимаете – нет предела совершенству, зато есть финансовые ограничения.

И второй важнейший момент - непосредственный перевод английских текстов на великий и могучий русский язык. Тут проблему надобно разделить на три составляющих: диалоги, ролевая система и сражения. Так вот, диалоги и вообще вся сюжетная линия переведены без косноязычия на хороший, живой русский язык. Я бы даже сказал - вполне красноречиво. Все понятно и доступно, никаких двусмысленных фраз – настоящий подарок для тех, кто захочет узнать досконально все подробности сюжета, но при этом страдает от незнания английского языка. Правда, остались в игре некоторые слова (в основном имена), так и не переведенные на русский язык. Говорят, они зашиты в движок намертво, и поменять их без хирургического вмешательства, запрещенного разработчиками, было не возможно. Поверим?

С ролевой системой чуть хуже. Тут масса специфических терминов и тонкостей, учесть которые смогли бы, наверное, лишь большие доки в области RPG. Бука сделала все по-своему. Плохо? Нет, скорее непривычно. Особенно часто в глаза бросаются неожиданные, нестандартные переводы первичных параметров, отличающиеся от общепринятой терминологии. Есть также некоторые неточности в описания навыков и влияния параметров на способности героя, но среди них нет ошибок или неверного толкования терминов – суть сообщения всегда правильная. Однако если вы на самом деле предельно консервативны, обращаете внимание на малейшие отклонение от курса партии и не можете стерпеть таких экспериментов в переводе ролевой системы, то, возможно, имеет смысл поискать английскую версию.

Самый спорный элемент перевода – это сражения. Вот уж где сообщения сомнительного характера сыпятся как из рога изобилия. Тут вам и ошибочные предлоги («стреляет из» вместо «стреляет в»), и несоответствие числа существительного и глагола («крабы становятся враждебный»). Честно говоря, объяснить путаницу в предлогах я не смогу, зато в ошибочной враждебности крабов виновато отсутствие в английском языке разницы в окончаниях прилагательных для множественного и единственного числа. Следовательно, надо было менять алгоритмы движка, что как мы уже выяснили за пределами возможного. Такими подвигами могут похвастаться пока только «снежки».

Вот такая получилась локализация. С неудачными, с точки зрения перевода, боями, которые стоит читать как телеграмму - без предлогов, хорошей озвучкой, приличным переводом диалогов и оригинальным толкованием ролевой системы. Впрочем, не обошлось, конечно же, и без явных перлов. Хиты сезона – это «существо в камуфляже» (любой неизвестный противник) и многоликая трактовка «чихотки» («чехотки» или все же «чахотки», или это разные понятия?). Wizardry 8, как масштабная ролевая игра, - серьезное испытание для локализатора и, если честно, я внутренне опасался гораздо более примитивного и корявого перевода. Как иногда приятно ошибаться.

Рейтинг посетителей

8/10


Показать все скриншоты к статье "Wizardry 8" (20)
Wizardry 8 - Скриншот 1/20 Wizardry 8 - Скриншот 2/20 Wizardry 8 - Скриншот 3/20 Wizardry 8 - Скриншот 4/20
Автор публикации: Veles
Дата публикации: 11-12-2001
Комментарии: 39 / Прокомментировать
Статью читали 51420 раз
Последние комментарии посетителей (5 из 39):
  • BloodLizard, bloodlizard@yandex.ru, 10/10, 21-09-2006: Эта игра заслуженно является одной из моих любимых (наряду с Operation Flashpoint и др.) и заслуженно. Бывает вспомнишь, как когда-то убивал само Лох-Несское чудовище, совращал Аль-Седекс, становился звездным владыкой... Ностальгия... До сих пор к своим героям в 8 "Визардрях" отношусь как к родным... Спасибо SirTech!
  • Визардрешник!!!, 10/10, 12-12-2005: ИГРА классная!!!СУПЕР!!!(Гость-шизофреник!!!
  • Гость, 1/10, 05-10-2005: игра отстой, графика ещё хуже.Morrowind рулит.
  • Loress, 10/10, 28-07-2005: СУПЕР!Вот только где бы можно её вторично купить ввиду умертвения одного из трёх дисков?
  • Konabis, 10/10, 25-03-2004: ja voweto iz Latvii no vizardry igraju uze 1.5 goda i es4o neprowol =] vot bi viwlabi wizardry 9 mlin
  • Обзоры
    Новости