Календарь новостей:
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
19202122232425
26272829300102
03040506070809
10111213141516
17181920212223
Главная Обзоры Ил-2: Штурмовик
Магазин
Поиск в магазине:



Обзоры               

Ил-2: Штурмовик

Впервые я увидел дему Штурмовика на осеннем Софттуле. К тому моменту я уже не раз читал хвалебные превью в адрес Ил-2 - о том, что это прорыв, такого еще не было, новый стандарт – и естественно ожидания были немного завышенными. Но демка впечатлила не сильно. Списав первые, не слишком приятные, ощущения на недостаток времени, отведенного на знакомство, к тому же это все-таки была дема, принялся ждать релиза. С появлением коробочки от 1С, как следует накопив желчи, принялся искать изъяны в продукте. Началось все со вступительного ролика на основном движке игры. Черно-белый под старую пленку ролик демонстрировал кадры «военной хроники». Затем появились надписи красными буквами, сообщавшие о вероломном нападении фашисткой Германии на СССР. Уныло!

Уныло?!

Нет красиво, конечно, сразу видны сильные стороны движка, но, господа разработчики, нельзя же так сразу. То ли весь креативный запал ушел на создание мощного движка, а на простые ролики уже не было сил, то ли времени не хватило, а может создатели заботились о том, чтобы уместить все на один диск? Но ведь игра это не только движок, главное - атмосфера (тысячу раз уже было повторено где только можно), а тут так сразу, ведь театр, как известно, начинается с вешалки. Да и создавать ролик для такой военно-исторической игры особого труда не составит. Не надо платить бешеные деньги за 3D от какой-нибудь известной студии, достаточно просто оцифровать кадры хроники того времени, которых в достатке. Хотя бы речь тов. Сталина! Ну а эти красные буквы - голос Левитана был бы намного эффектнее.

Еще один неприятный сюрприз – музыка в стиле военных парадов 30х, а уж немецкая тема вообще напоминает о пивных фестивалях. Время музыки такого качества прошло еще в конце, если не середине 90х, ужас какой-то – MIDI на Sb16!

Вот так отвратительно встретила нас игра. Но что-то я увлекся ерундой, ведь мы любим хардкорные симуляторы не за вышеперечисленное, правда? Хотя некоторые люди, завидев такое безобразие, могут сразу забить на игру. Каждому, как говорится, свое.

Режет небо луч прожектора

Великая Отечественная. Ил-2, главный герой игры – штурмовик, то бишь бронированный аппарат, предназначенный для поддержки наземных войск на поле боя. Однако это была настолько удачная машина, что помимо своих прямых обязанностей ей досталась роль пикирующего бомбардировщика, и даже были модификации торпедоносца и истребителя-перехватчика, естественно, все они представлены в игре. В общей сложности было построено 36163 Илов всех модификаций. Он стал самым массовым самолетом в период Второй Мировой. Это своего рода Т-34 в воздухе, такой же простой, надежный и ремонтопригодный. Вот такой легендарный самолет. Но не бойтесь, помимо десятка модификаций Ил-2 разных лет, включая двухместные, в игре присутствует возможность пилотировать более двадцати других самолетов, например, не менее легендарные Ла-5 и Bf-109. Всего же летающих моделей около восьмидесяти штук, и даже первые серийные турбореактивные He-162 и Me-262. Плюс к этому более восьмидесяти единиц наземной техники от грузовиков и танков до эшелонов с паровозами и кораблей.

Сам по себе Ил-2 очень прост в управлении, я бы даже сказал, эластичен и прощает неопытным пилотам многие ошибки пилотирования. Как и положено в современном симе, все приборы информативны, т.е. показывают реальное состояние самолета и его агрегатов, это до тех пор, пока вам случайно очередью по фонарю не пройдутся. Модели самолетов проработаны очень подробно. Прежде всего, обращает на себя внимание пилот, сидящий в кабине. Это непросто палка, палка, огуречек – это качественная 3D-модель. У него даже лицо есть на голове ;), и, мало того, он этой головой активно вращает в сторону противников. Но веселее всего выглядит рожа стрелка, прикрывающего заднюю полусферу. У него такая дикая улыбка, что это наводит на мысль о помешательстве парня.

Все управляющие плоскости двигаются. Гильзы сыплются. Колесики у шасси крутятся. Полный реализм. А уж когда начинают что-то отстреливать, вообще загляденье. Сначала срывает обшивку, ее куски разлетаются в разные стороны. Дырки с первого взгляда просто нарисованы в тех местах, куда попали пули, и выглядят непрезентабельно. Но стоит повернуть модель, и становится заметно внутреннее устройство машины! Разработчики продумали не только внешний вид модели, но и досконально изучили ее начинку и чертежи, по которым делались реальные самолеты. Торчащая из отстрелянного хвоста арматура, каркас, на котором держится обшивка, ребра в крыльях - все трехмерно! А через сквозные дырки виден окружающий ландшафт, хехе, и, надо сказать, он очень даже ничего. Настоящие трехмерные кучевые облака. Чудесное утреннее солнышко. Я бы сказал, что небо в Штурмовике более всего близко к реальности. Вот только меня занимает один вопрос, неужели у нас под Смоленском в час ночи заря на севере?

Лес с высоты и правда выглядит как 3D-лес, на самом деле это набор плоскостей, висящих друг над другом. Когда туда падаешь, похоже на маскировочную сетку. Очень приятная вода, натурально отбрасывающая блики, особенно мне понравился прибой. Земля только какая-то однообразная, время от времени попадаются разноцветные квадратики полей. А вот детализации городов могут позавидовать некоторые шутеры, лучше всего выглядят территории заводов. Очень качественно сделаны модели наземной техники, хорошее текстурирование маскирует небольшое количество полигонов. К сожалению, в огне- и дымопостроении никаких революций не свершилось, тучки разного цвета нанизаны на плоскость.

Жжет руки штурвал!

А теперь главное. С чего начинается хардкорный симулятор – конечно, с проработанной во всех мелочах летной модели. И здесь Штурмовик не подкачал. Кроме общей модели поведения в воздухе учитываются и такие нюансы, как флаттер, когда при высокой скорости начинается жуткая болтанка и у машины отрывает все подвижные части крыла и хвостового оперения, а то и вовсе разваливается весь самолет. После чего управление вполне естественно становится достаточно проблематичным. Только вот какая интересная особенность: если самолету оторвать какой-то элемент управления, поведение в воздухе изменяется, но если тот же элемент изрешетить так, что остается больше дырок, чем обшивки, агрегат управляется все также легко и непринужденно.

Помимо флаттера существуют еще гироскопический момент, особо ощущающийся при рулежке, когда машину чуть подкручивает в сторону, противоположную вращению винта, и гироскопический эффект, когда при развороте нос тянет вниз. Плюс в полете чувствуется боковой ветер, который особенно мешает при заходе на цель и посадке, а то и просто ведет, заставляя все время корректировать курс. Бывают и турбулентность с воздушными ямами. Тут даже взлететь непросто: чуть дернешь ручку и конец винту. Я уж не говорю о посадке. К счастью, если вам не нравится, что машина все время валится в штопор, или перегревается двигатель, или какая-то из приведенных выше особенностей, ее легко можно отключить, подогнав степень реалистичности под себя.

Думаю, что ветеранам, консультировавшим разработчиков и тестировавшим продукт на предмет достоверности поведения самолетов, можно верить. К тому же обширный список использованной литературы говорит о многом (или ни о чем?). Следует отметить, что Ил-2 принципиально не валится в штопор, это иногда дает кое-какие тактические преимущества, на других аппаратах больше думаешь не о бое, а о том, как бы не упасть.

Но этого мало. Похоже, девиз создателей: меньше рутины, больше удовольствия. Для людей, которым лень взлетать, несколько минут добираться до цели, лететь обратно после выполнения задания, садиться и прочее, предназначена волшебная клавиша «А», включающая автопилот. Если вам неохота даже сражаться, он за вас и это выполнит прямо как «двое из ларца», качество соответствующее ;) Иногда полезно понаблюдать за его действиями, используя в качестве инструктора - все как по книжке. Но и это еще не все. Если вы на двухместном Ил-2, чудесная клавиша «С» перенесет вас на место стрелка, сидящего сзади. В сочетании с отключенной опцией ограниченного боезапаса игра превращается в настоящую аркаду. Кстати, меру аркадности можно настраивать в очень широких пределах. Хотите неуязвимость и тройные повреждения от ваших снарядов – следует только щелкнуть соответствующими тумблерами.

Как я уже сказал, музыка не впечатлила, но звук просто чудесный. Он очень живо дополняет общее впечатление от игры. Если настоящим пилотам помогают вести машину ощущения собственного тела, то здесь можно ориентироваться по звуку, предугадывать опасные моменты, например, когда произойдет сваливание. По звуку определяется состояние двигателя. Треск срываемой пулями обшивки, взрывы, проносящиеся мимо самолеты – здорово. И апогей - песня смерти при заходе на цель немецких пикировщиков Ю-87. Жуть. Прямо как в фильмах о войне. Разговоры пилотов, то, чего так не хватало во Фланкере, здесь присутствуют в полном объеме. Особенно это оценят те, кто любит сетевые баталии. Но и компьютерные летчики выдают несколько фраз: запрашивают помощь, предупреждают об опасности, дают координаты, земля разводит заходящих на посадку и т.п. – в общем, полная иллюзия переговорной активности. Немцы естественно говорят, как сейчас модно, на языке Гёте и Шиллера.

Нас накрыл зенитный шквал

Теперь о том, как они дерутся. Естественно, все зависит от уровня мастерства противника. Курсанты, например, не представляют собой особой сложности и даже иногда сами, не «рассчитав», врезаются в землю - в тактике никаких изысков. С повышением уровня мастерства возрастает именно качество пилотирования. С меткостью, определенно, у них проблемы. Выставив как-то двух асов на мессерах против Ил-2, я надеялся, что меня просто разделают за секунды - медленный (может в этом его преимущество, плюс не надо думать о штопоре) штурмовик против двух истребителей. Они крутили минут десять, так и не сбив (сам летаю посредственно), пока у меня не кончились патроны, и все это не надоело. Тактика-то у них красивая: кто-то всегда висит на хвосте, не знаешь, когда успел, а другой маневрирует, заходя с разных сторон. Хуже, если их больше двух, за всеми не усмотришь, кто-то обязательно достанет.

Летают замечательно, даже если у вас машина, превосходящая по летно-техническим характеристикам вражеский самолет, они так здорово маневрируют, что все ваши преимущества сводятся на нет. Основные проблемы начнутся, если вы решите сами поохотиться. Главное – подкрасться незаметно и бить наверняка, увидит – начнет крутить, вертеть и изголяться, так что попасть в него можно будет только при хорошем везении (к асам, закаленным в он-лайне не относится).

Миссии и кампании. Как всегда, существует стандартный набор: кампании и одиночные миссии. Можно выбрать одну из трех кампаний: штурмовиком или истребителем за наших и только истребителем за немцев. Вначале кампании назначаете себе звание, от количества звезд на погонах зависит количество самолетов, данных вам под командование, проще говоря, ведомых, которыми можно управлять с помощью достаточно разветвленного меню связи. За доблестную службу дают повышения, если после выполнения основной задачи займетесь добиванием тех, что еще остался, и награды. Мне нравится, что здесь вы не центральная фигура, а всего лишь винтик военной машины, если не попали в танк, в него попадут ваши более меткие сослуживцы. Можно просто улететь и дождаться выполнения задания без вас. В реальности вас бы за такое отправили в штрафную роту за трусость на поле боя, но, как вы понимаете, симуляторы самолета не симулируют личную жизнь;), хотя, помнится, была одна такая вещь.

У наземной техники своя война. Дерутся все со всеми: танки с пушками против танков, корабли с кораблями. Каждая единица «стрелябельна». Красота. И, естественно, чтобы игра была истинно народной, как же в ней без редактора миссий. Их тут целых два.

Простой редактор - это скорее генератор боевых ситуаций, с помощью которого можно быстро выбрать самолет, которым собираетесь управлять, назначить себе противников и союзников, указав уровень их мастерства, подобрать карту (из трех;), на которой все будет происходить, и в бой. Полный редактор позволит проработать ситуацию во всех деталях, оформить все это в файл и подарить другу :). Вот только интерфейс у него такой, что без инструкции не разберешься. К счастью для владельцев jewela инструкция есть в .pdfе на диске.

Хотелось бы упомянуть еще один пункт главного меню – Музей, или энциклопедия всей техники, представленной в игре. Такой пункт не редкость в продуктах подобного рода, однако в Штурмовике помимо сухой технической информации и 3D-модели есть еще и интересные исторические справки о создании реального прототипа объекта. В процессе ознакомления с игрой, впервые попав сюда, я просидел часа три, разглядывая модели и читая об истории их создания.

А штурман просит высоты...

Не сказал бы, что Штурмовик революционен, первого взгляда, ничего особенного здесь нет, но все познается в сравнении. В первую очередь он выделяется своей продуманностью, проработанностью. Если не считать вступительного ролика, именно такими я хотел бы видеть все симуляторы. И главное: игра затягивает. Пока я тут с обзором мучился, Maddox Games успели выпустить адд-он.

Внешний вид

9/10

Содержание

9/10

Общий рейтинг

9/10

Рейтинг посетителей

8/10


Показать все скриншоты к статье "Ил-2: Штурмовик" (19)
Ил-2: Штурмовик - Скриншот 1/19 Ил-2: Штурмовик - Скриншот 2/19 Ил-2: Штурмовик - Скриншот 3/19 Ил-2: Штурмовик - Скриншот 4/19
Автор публикации: doppelhead
Дата публикации: 13-12-2001
Комментарии: 23 / Прокомментировать
Статью читали 49366 раз
  • Карточка игры Ил-2: Штурмовик
  • Последние комментарии посетителей (5 из 23):
  • Игорь, 7/10, 10-11-2010: Да игруха очень хороша,но меня зацепило реалистичность как сама наша жизнь,и высокая сложность!:-).Спасибо Олегу Меддоксу.
  • Patrick_Rus, 10/10, 23-10-2008: Хрюкс, не ожидал вас тут увидеть.)) Уже купил "Платину". Игра - Зе Бест
  • KNIFE, 10/10, 27-05-2008: офигеная игра...:)
  • Иван, v_k1@inbox.ru, 10/10, 15-07-2005: Прочитал предидущий коммент и порадовался - не один я только ради этой игры себе комп с джойстиком брать буду :))) Но игра шедевр - особенно с моими детскими мечатами стать летчиком и раз 12 перечитанной книгой Покрышкина "Небо Войны" это подарок!
  • Hruks, hruks@mail.ru, 10/10, 30-07-2003: Я ради этой игры купил себе комп, а затем и джой. Теперь у меня уже второй джой и шлем появился. До этой игры совсем не увлекался симуляторами. Моделями разве что. Так что лучшей игре лучшая оченка! Да и не игра она для многих - для многих это образ жизни! Реальность виртуальная! А Вы говорите серая...
  • Обзоры
    Новости