Календарь новостей:
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27280102030405
06070809101112
13141516171819
20212223242526
27282930310102
Главная Обзоры Пирамида
Магазин
Поиск в магазине:



Обзоры               

Пирамида

Я и не рассчитывал, что симулятор бильярда будет в определенном смысле хитом. Игра на любителя, поклонника зеленого сукна (вроде меня). И, тем не менее, я не ожидал таких трудностей в поиске ее на лотках. Даже спустя полторы недели после объявления о выходе Пирамиды не смог найти ее на прилавках города. Продавцы смотрели на меня как на придурковатого типа с сожалением, а порой и с сочувствием. Я уже не чаял когда-нибудь пощупать CD-ROM с игрой до тех пор, пока не обратился к первоисточнику – издателю. И вот она у меня в руках, за что компании Бука мое огромное человеческое спасибо.

12 футов под кием

Первое, что бросается в глаза – разнообразие игр. Их не дать – не взять 29 штук. Среди этого обилия игр выделяются четыре группы (по типу столов): Русский бильярд, Пул, Снукер и Карамболь. Кроме этого в наличии режим тренировки, где можно свободно переставлять шары для различного рода комбинаций, чем я, собственно, и ни преминул воспользоваться. Наличие 8 разновидностей русского бильярда завидно отличает Пирамиду от прочих Expert, Virtual, Arcade, Cool и 3D пулов западного, и под час отечественного производства. Глядя на подобного рода симуляторы, создается впечатление, что игр кроме Пула и Снукера в природе не существует. Действительно, для создания удобоваримого симулятора Русского бильярда (а Карамболя тем паче) требуется наличие более-менее реальной физической модели (которая в игре присутствует), иначе в симуляторе подобного рода большого смысла нет. Если интерес к Пулу и Снукеру основан на аркадности действий, то Русский бильярд приковывает внимание физикой движения шаров и открытием для себя в этой системе различного рода закономерностей. Честно говоря, я и не припомню симуляторов Русского бильярда. На память приходит только Провинциальный игрок, который по своей сути не симулятор бильярда, а лишь околобильярдная игра с простеньким двухмерным аркадным бильярдом.

Кроме мной любимого и уважаемого Русского бильярда в игре представлены еще три разновидности бильярда в разных вариациях: упомянутый мной Пул (15 вариации игры), Снукер (3 вариации) и Карамболь (3 вариации). Стоит заметить, что столы в игре немного отличаются размерами от обыденных (которые вы привыкли видеть в ближайших барах) в сторону классических размеров. Русский стол и стол для Снукера размером в 12 футов, а для более популярного Пула – 2,5 метра, что примерно в полтора раза больше распространенных столов-автоматов. Замечательно! Вот только игра на таких больших столах весьма утомляет. Порой создается впечатление, что бродишь по большой поляне с кием на перевес в поисках ботов. Возможность выбирать размеры столов для каждой разновидности игр в отдельности не помешала бы, а даже наоборот.

И Леман [1] великий нам путь осветил

Оговорюсь сразу, дабы реабилитировать Пирамиду от моих дальнейших изощренных нападок. Физическая модель представленная в Пирамиде – лучшая, что я когда-либо видел в компьютерных играх бильярдного толка. Притом настраиваемая. И, тем не менее, чем больше я играю в Пирамиду и сравниваю с настоящим бильярдом, тем меньше она мне нравиться. Дело тут, наверное, в двух вещах. Первое, мое пристрастное внимание к игре. Второе же, сама практическая невозможность создания модели бильярда. Где-то читал, что полностью просчитать и математически обосновать физические процессы в бильярде невозможно. И, соответственно, создание абсолютно реалистического, просчитанного на пальцах, калькуляторах и компьютерах, симулятора тоже задача невыполнимая. В данном случае мы имеем дело с очевидным–невероятным. Но, в пределах разумного, ограниченного круга законов физики.

Так мне не удалось смоделировать предельную резку [2]. Дело в том, что закрученный биток [3] в одну из сторон при столкновении с прицельным шаром [4] придает ему небольшое вращение в обратную сторону. И чем больше угол резки прицельного шара, тем большее вращение у прицельного шара. Весьма полезный удар в бильярде. Но, в Пирамиде я его не заметил. Возможно, разработчики, трение между шарами во время столкновения не учитывают. Очень жаль.

Также, мой опыт показывает, что при проведении абриколя [5] под углом в 75 градусов с крутой боковой подкруткой в сторону ближнюю к борту, биток после удара об борт возвращается в исходное положение, а не отражается под прямым углом к борту. Как я ни пытался манипулировать настройками физики, реалистичного результата достичь не смог. Согласен, что такие изыски крайне затрудняют просчет физики. Действительно, возможно они излишни.

Поэтому обратимся к тем моментам, которые, как мне кажется, разработчики могли бы учесть. Первое, что бросилось в глаза – фантомный кий, проходящий через борта. У компьютерного противника, кий самый что ни на есть реалистичный, который отклоняется при смене угла (относительно плоскости стола) при ударе. Поэтому, свой прозрачный кий будем считать лишь элементом удобства, улучшающий геймплей. Но при этом, глядя на кий, запросто проходящий через борта, возникла идея попробовать удар бортового [6] шара с оттяжкой [7] (при кии, находящемся в параллельной плоскости стола), что в реальной жизни невозможно, по той простой причине, что точка удара [8] скрыта за бортом. И, о чудо! Оттяжка получилась. Очень-очень подозрительно.

Также, может мне показалось, но закрученные и не очень шары при потере скорости скользят по поверхности стола, как по льду, а не катятся, как им и полагается. Использование настройки физики не помогло. Действительно скольжение шаров по столу возможно, но, например, при сильном ударе с оттяжкой [9].

Также резануло сердце простое устройство луз. Я не сторонник строгих столов [10], которые ведут к появлению мертвых [11] шаров и частому использованию прямых и резаных ударов в ущерб красивых крученых шаров. Но при этом мое огромное убеждение, что на столе для Русского бильярда прямые бортовые, некрученые шары класться в лузы не должны, в Пирамиде же такой трюк проходит. Эдак, скоро мы Русский бильярд превратим в 12 футовый пул.

И уныло, и пустынно

Ребята из Sharkа, как мне показалось, вложили немало сил и потратили немало времени для создания физики, что немного забыли про графическое окружение. Для начала я попробовал запустить игру на видиокарте с 4Мб, что, в принципе рекомендовалось. Не скажу, что картинка выглядела ужасно, а шары были квадратными. Было не ахти как реалистично. Пришлось срочно отовариваться новым 3D ускорителем покруче на пару порядков. Вот тогда все стало на свои места. Шары стали идеальными сферами, а обстановка приобрела трехмерность.

Об остановке хочу сказать отдельное слово. К сожалению, разработчики не потрудились оживить окружения. Всего имеем шесть вариантов обстановки – от различного рода баров до отсутствия таковой вообще. Автоматический маркер [12] вместо человека, умело переставляющий шары. Противник – тоже робот. Кий на аэродинамической подвеске с бабочкой-роботом, по совместительству фотокорреспондентом, снимающим особо красивые удары противника. К присутствующим окружениям замечаний как таковых нет. Но играть одному в безлюдных барах – занятие неблагодарное. Где болельщики (пусть плохо отрисованные), вскакивающие с мест или падающие со стульев, или на крайний случай скучно потягивающие пиво? Понимаю, что в бильярдном симуляторе главное бильярд, но острота и азарт должны присутствовать.

Очень жаль, что в игре нет обозревателя ударов. Просмотр всего действия управляется исключительно игроком. Не помешало бы пару камер, показывающих удары из разных позиций. И обязательно с их повтором.

Всю аскетичность обстановки немного выправляет неплохое звуковое сопровождение. Как нельзя к стати подобранные композиции, спектр которых лежит от медленных расслабляющих, до быстрых роковых, захватывающих и будоражащих.

А напоследок я скажу…

Весьма противоречивые эмоции во мне вызвала игра. Откинув в сторону сравнения с действительностью и принимая во внимание другие отражения бильярда в виртуальной реальности, я бы оценил это продукт весьма высоко. Лучше я не видел. Но при этом, ребятам из Shark нужно вложить еще немного работы в него (особенно в части графики), чтобы следующая версия (я надеюсь, таковая будет) была просто неотразима в своем великолепии, и даже у слепого не возникало сомнений, что это the Best! И общее впечатление от игры могу выразить сразу и одним предложение. Это не симулятор бильярда, это очень неплохая физическая модель.

[1] Леман Анатолий Иванович – выдающийся игрок прошлого века, автор книги «Теория бильярдной игры».
[2] резка – удар битком в край прицельного шара, предельная резка – резка с углом 90 градусов, прицельная точка на прицельном шаре не видна
[3] закрученный – шар с приданным вращением
[4] биток – шар, по которому производиться удар кием
[5] прицельный шар – шар, по которому должен ударить биток
[6] абриколь – удар битком сначала о борт, а затем в прицельный шар
[7] бортовой шар – шар, стоящий плотно у борта
[8] точка удара – точка на битке, с которой соприкоснется кий во время удара
[9] оттяжка, нижний эффе, - удар битка в нижнюю полуплоскость, ведет к тому, что биток, после соударения с прицельным шаром, откатывается назад
[10] строгий стол – стол, где размер луз четко совпадает с диаметром шаров, что ведет к возникновению мертвых шаров
[11] мертвый шар – когда шар стоит в губках лузы и достаточно малейшего толчка, чтобы он упал.
[12] маркер – человек, следящий за столом и помогающий игрокам при выставлении шаров и прочем.

Внешний вид

5/10

Содержание

9/10

Общий рейтинг

7/10


Показать все скриншоты к статье "Пирамида" (8)
Пирамида - Скриншот 1/8 Пирамида - Скриншот 2/8 Пирамида - Скриншот 3/8 Пирамида - Скриншот 4/8
Автор публикации: Zampoteh
Дата публикации: 28-12-2001
Комментарии: 6 / Прокомментировать
Статью читали 30330 раз
  • Карточка игры Пирамида
  • Последние комментарии посетителей (5 из 6):
  • Гость, itscool@mail.ru, 6/10, 12-01-2005: Никогда не мог понять нафига высказываться когда не шаришь в теме. Господа которые прокомментировали! Вы хоть раз играли в бильярд? По существу стастья с "выкедонами" но грамотная. Насчет физики все верно, лучше чем у virtual pool, хоть и столы аляпистые. Лучшую физику я видел пока только в шараварном симуляторе "русский бильярд" дал бы адрес да забыл.
  • Alec, 02-01-2004: На самом деле игра действительно неудачная.Купив компакт,я поменял его на следующий же день.Она ни в какое сравнение не идёт с тем же virtual pool 2 по физике, удобству и всему остальному.В целом - это жалкое зрелище.
  • Incubus, incubus_13@rambler.ru, 1/10, 05-04-2003: Прошу прощения но статья несет слабую информационную нагрузку. Стоит потренироваться над методикой сравнения. "все познается в сравнении" -----------
  • Zand, 2/10, 07-12-2002: Интересно, автор обзора видел Virtual Pool 2 и выше? Похоже что нет, иначе не писал бы, что Пирамида лучшая по физике. Некомпетентный обзор ввиде отсутствия сравнения с другими хитовыми играми этого жанра.
  • Xor, 3/10, 11-01-2002: Похоже, все же единственная альтернатива это пойти вечером погонять настоящие шары!
  • Обзоры
    Новости